Административное правонарушение

Административное правонарушение — это виновное деяние в форме действия либо бездействия. При этом наличие действия либо его отсутствие может быть квалифицировано как противоправное деяние.

За совершенное административное правонарушение должна быть предусмотрена ответственность на уровне Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это определено статьей 2.1. Если деяние не квалифицировано административным кодексом, то и наказать нарушителя не получится, поскольку он ничего не нарушил. Естественно, если его деяние не затронуло, к примеру, уголовную квалификацию.

Состав административного правонарушения

Начнем с субъективной стороны. Она отражает само отношение определенного субъекта к совершению чего-то либо к бездействию, которое принято считать противоправным. Сюда же стоит внести и последствия деяния. При всем этом здесь есть и признаки факультативного нрава, например: мотив и цель.

Если мы говорим о мотиве, то это какое-то побуждение, толкающее человека на совершение деяния. А если мы говорим о цели, то в этом термине прячется восприятие последствий либо подходящего результата, к которому будет стремиться правонарушитель.

Не считая того, необходимо к тому же охарактеризовать личную сторону таких правонарушений. И основная черта это вина. Но что такое вина? На это в законодательстве тоже есть ответ. На самом деле, вина это волевое и осознанное отношение субъект к самим действиям и последствиям. При всем этом, форма здесь может быть как в виде неосторожности, так и в виде умысла.

Другими словами, даже если вы не желали пришествия негативных последствий, вина все равно остается. А если желали, то вина уже становится тривиальной. Поэтому что деяния совершались с умыслом. Ну и естественно, необходимо разглядеть несколько примеров.

Давайте начнем с демонстрации либо пропаганды нацистской символики. Сюда же попадают подобные деяния, связанные с демонстрацией либо пропагандой символики экстремистских групп и организаций. За это предусмотрена ответственность по статье 20.3.

Если есть какая-нибудь секта, то показывать ее символику и пропагандировать нельзя. И по закону, подобные деяния будут подвергаться санкциям. Точно таким же, как за вывешивание на балкон флага Третьего Рейха.

Так вот, в случае, если схожее правонарушение имеет место, необходимо оценивать мотив деяния. И сами мотивы придется учесть в процессе оценивания и анализа вины человека, совершившего схожее правонарушение. Грубо говоря, мотив должен быть охарактеризован какими-то мыслями и позицией (к примеру) экстремистского нрава. Правда здесь уже идет отсылка к отдельному федеральному закону. 

Есть и другая статья. На примере которой мы можем раскрыть цель. Это 17.2. Согласно этой статье КоАП, предусмотрена санкция за вмешательство в дела Уполномоченного по правам человека. Это главный омбудсмен. Правонарушитель, пытающийся вмешаться в дела омбудсмена, имеет цель поменять его решение.

Есть у нас и статья, которая защищает права автора, и не столько защищает, сколько ограничивает контрафактную продукцию. Это 7.12. Целью по этой статье будет извлечение дохода от реализации либо сдачи в прокат каких-то пиратских дисков с играми, музыкой, фильмами и т.п. Цель тут очевидная — это зарабатывание средств.

Со статьей 5.22 тоже стоит разобраться. Она устанавливает ответственность за то, что кто-то пробует получить доступ к избирательным бюллетеням. К тем бланкам, которые должны достаться избирателям. Цель такового правонарушения — это вбрасывание голосов. Либо их фальсификация. В общих чертах, цель правонарушения в том, чтоб проголосовать вместо физического лица, являющегося избирателем.

Субъектами в этом контексте могут быть как компании, так и физические лица. При всем этом, для физических лиц установлен минимальный возраст шестнадцать лет. Помимо того, для квалификации нужен признак вменяемости. Если у преступника было не все в порядке с головой в момент совершения определенных деяний, то санкций может и не последовать.

Здесь еще есть и внутренняя систематизация. Если мы говорим про обычных людей, возрастом старше 16 лет, то это категория общих субъектов.

Тогда как категорией особенных субъектов будут люди со специальными званиями. Также все военные (поголовно). Ну и некие другие граждане.

А субъектом правонарушения специальной категории, выступает шофер автобуса (к примеру). Либо просто автовладелец-любитель. По закону, все несовершеннолетние тоже попадают в категорию специальных субъектов. Ну и должностные лица тоже входят в эту группу.

Объективная сторона административного правонарушения

По традиции, начнем с факультативных признаков. Такими признаками принято считать:

    • Характер действий пойманного правонарушителя.
    • Неоднократность.
    • Систематичность.
    • Злостность.
    • Повторность.
    • Место.
    • Метод, которым правонарушение было совершено.
    • Время совершения правонарушения.

Если у нас есть какой-либо хулиган, занимающийся правонарушениями в публичных местах, то здесь уже находится несколько факультативных признаков. Во-1-х, у нас есть место. А во-2-х, хулиган может показывать своё презрение очевидно.

Объективная сторона совершенных деяний проявляется и в формальности состава. Система административного права в Российской Федерации как раз организована таким образом, что по таким правонарушениям обычно состав является формальным. Но что это означает? Все максимально просто. Даже для того, чтобы применить административные санкции, не придется ожидать того момента, пока наступят нехорошие последствия материального характера.

Это только звучит так трудно. На самом деле все очень просто и обыденно. Представим, вы превысили скорость. Для того чтобы наступила ответственность, совсем не нужно ожидать, пока превышение скорости приведет к отрицательным последствиям, и вы собьете человека. Если вы превысили, то для вас уже предусмотрен штраф. Даже невзирая на то, что превышение скорости ни к чему не привело. Аналогичным образом работают и многие другие статьи КоАП.

На самом деле, необходимости в том, чтобы выстраивать причинно-следственную связь здесь нет, потому что общественная опасность деяния уже несет вредные последствия. По крайней мере, конкретно такая позиция была у законодателей, составлявших КоАП.

О материальном составе административных правонарушений можно не много сказать. Общий смысл в том, что если последствия, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, не наступают, то и ответственность использована не будет. Но только тогда, когда состав правонарушения неформальный. Если он формальный, то к ответственности привлекут в любом случае.

И вот здесь нужно раскрыть всю сущность объективной стороны, состоящей из нескольких составляющих:

  1. Причинно-следственная связь.
  2. Деяние противоправного характера.
  3. Вредные последствия.

Если состав правонарушения формальный, то проводить причинно-следственную связь не стоит. Если нет, то ее придется устанавливать. Так как необходимо прояснить один момент. Ведь в случае, если отрицательные последствия наступили по иной причине, то наказать правонарушителя не получится. Речь о таких статьях, как 12.24. В случае с этой статьей придется установить возможность избежать столкновение с пешеходом. Естественно, такие события придется устанавливать с помощью экспертизы и медицинских заключений.

Ведь в случае, если у человека тяжелые травмы, которые он получил в стычке, а попав под автомобиль он получил только царапинку на лбу, это одно. Если человек попал под машину и получил серьезные травмы, то это как раз квалификация по КоАП РФ.

Разобраться с объектами правонарушений, тоже не очень просто. Давайте для начала скажем о том, что объекты могут быть непосредственными и родовыми. Непосредственный объект определяется конкретным составом. В случае со статьей 5.16, это честь и достоинство пострадавшего лица. Это и есть объект посягательства (конкретный). А есть еще рядовой объект. Если мы говорим о пятой главе действующего Кодекса, то таким родовым объектом будет право граждан (к примеру).

У каждого административного правонарушения есть ряд существенных признаков. В российском законодательстве выделяют несколько таких признаков:

  1. Сам факт противоправности.
  2. Виновность.
  3. Антиобщественный характер.
  4. Конкретное деяние.

Противоправность здесь проявляется в том, что деяния осуществляются при том, что они запрещены КоАП. По сути термин запрещены будет здесь не самым четким. Ведь право это не про запреты. А про санкции за определенные деяния.

Признак виновности в административном праве это настоящая конструкция. Если гласить об аналогиях, то в уголовном праве есть понятия неосторожности и умысла.

Антиобщественный характер совершенного деяния проявляется в том, что есть посягательство на интересы определенного гражданина, также общества и страны. Определенного перечня таких интересов нет. А общий список интересов есть в КоАП РФ.

Ну и последним признаком будет являться конкретное деяние. Это осознанное и волевое поведение. При этом деяние это не всегда действие. Это может быть и бездействие. Пример деяния мы уже привели. Человек превышает скорость на автомобиле. А вот бездействие может проявляться в том, что человек прогуляет суд присяжных, куда его призвали для выполнения собственных обязательств.

Социальный контекст административной ответственности

Речь даже не столько о контексте, сколько о ключевой роли. Ведь эта роль очень принципиальна для современного российского общества. Все максимально просто:

  1. Если кто-то не желает исполнять свои обязанности, он понесет ответственность.
  2. Если кто-то применяет свои свободы и права недопустимым образом, он понесет ответственность.

Правовое последствие, вот в чем вся сущность административной ответственности. Не считая того, наличие административной системы права позволяет решить ряд существенных проблем. Ведь в случае, если аннулировать КоАП, придется все высвободившиеся правонарушения каким-то образом включить в Уголовный кодекс. А это уже совершенно другой оборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *